среда, 23 сентября 2015 г.

С пакрафтами по заполярью. Часть 2. Хибинское кольцо.

Весной я разрабатывал вариант установки базового лагеря в долине Гольцовки и пешеводных радиалок по хибинским речками. Судя по внешним признакам, весной и в июне вода стоит очень высоко. Наибольший интерес представляют собственно Гольцовка, Кунийок и Тульйок как наиболее полноводные. Мы прошли наиболее протяженный водный маршрут - ручей Кунийок-озеро Гольцовое-река Куна-озеро Кунье.








Карта. Крестиками обозначены ночевки.




16.08


В быстро собираемся и уходим со стоянки на Мончеозере. По пути разглядываем постапокалиптические пейзажи вокруг Мончегорска.



В самом городе мы пробыли недолго. Наши планы поесть борща и котлет с пюре не увенчались успехом, все было закрыто. Шаверму тоже не нашли. Ну и ладно.


В бигмачной сидела разновозрастная компания, начали с того, что расспросили нас про поход, закончили тем, что покатав по окрестным горкам, довезли до места стапеля на озере Имандра.

Яхт-клуб в Мончегорске



Заброшенный карьер, вид на Хибины


Ветра почти нет, волны почти нет, гребнем и наслаждается видами. Сегодня наша цель - дойти до устья Гольцовки и встать лагерем на стоянке у моста.




Найти устье от озера оказалось непросто. Оно отделено от Имандры протяженной песчаной косой.




Пытаемся протащить пакрафты вверх по течению, но в этом нет особого смысла.

Серегины



В две ходки переносим барахло в лагерь. Маша тут уже как дома, в пятый раз вообще и второй раз за лето.



17.08

Встаем и бодрым шагом двигаемся вверх по Гольцовке.



Потом поворот у ручья и небесполезный затуп. Сворачиваем в сторону ущелья Аку-аку на 400 метров раньше и выходим к перевалу Щель-крест. Ошибочно принимаем его за ущелье, так как в этой его части никто из нас не был. С точки зрения логики лезть на этот перевал смысла нет. Сверху, по тундре, идти гораздо проще. Сам перевал очень интересен и разнообразен, посетить стоит однозначно.

Надины фотки




Поняв свою ошибку, выходим обратно на плато, находим ущелье, спускаемся. Описывать тут нечего, надо смотреть.

Надина


Быстро проходим оставшуюся до поворота на Юмъекорр часть ущелья. Значительная часть тропы размыта ручьем.
Я на Юмъекорре второй раз и второй раз во время заката. Красотища.

Надины




Долго зависали на перевале. Спускаемся и встаем в первых же кустах.

18.08
Продолжаем спуск.
Надо же, остатки бани.



Переходим Гольцовку, поднимаемся к перевалу Южный Чорргор.



Тропу обхода, по которой этот перевал ходят с детскими группами так и не увидели.


Кажется, перевал хочет нам что-то сказать.


Карабкаемся по прикольным камушкам.


Спуск занял много времени, во многом из-за катаний на пенке по снежнику и купания в предперевальных озерах.





Надины





Спускаемся на вездеходку, ведущую на КСС, встаем на безымянном озере.

19.09

Направляется к КСС. Маша повела Надю и Костю на водопад Красивый, а мы с Серегой надуваем лодки и пакуем вещи.

Водопад


Ребята возвращаются и Маша мне сообщает, что у водопада сидит некий дедушка и хочет со мной поговорить. Оказывается, это Альвидас, создатель и конструктор Дракаров - неубиваемых экспедиционных лодок. В общем, мой коллега. Водная часть маршрута у нас идентична, но они делают много радиальных выходов. Для старта от КСС их суда слишком массивны, прощаемся.

Садимся в пакрафты, которые сразу же теряют давление - вода в ручье очень холодная. Меня кладет почти сразу же, залезают обратно, ловлю спасконец и флягу.



Останавливаемся, подкачиваем пакрафты, продолжаем сплав. Хотя в русле и полно камней и отмелей, струя довольно таки ярко выражена.




После умбозерского перевала течение успокаивается, появляются небольшие завалы. Проплываем мимо группы Альвидаса.



Неспешно выходим в Гольцовое, гребем вдоль правого берега, ищем стоянку.

Вид на долину ручья Кунийок и хребет Поачвумчорр




От стоянки мы с Надей и Костей идем на перевал Северный Лявочорр, чтобы поймать связь и купить билеты на поезд. Около часа мы пытались разными способами сделать это через сайт РЖД. Дошли до того, что по телефону надиктовали моей маме четыре комплекта данных. Не сработал платежный шлюз. Мы решили, что это судьба и с песнями и плясками побежали вниз.



Внизу - купание, еда и сон.

20.09


Выходим из Гольцового, сразу же начинаются несложные шиверы. Идём без просмотров. В озерах вода очень прозрачная, жаль, что времени мало, а так хотелось поплавать. В следующий раз возьму очки или маску.






После озера Травяное на карте обозначен порог. Так как ранее мы прошли несколько таких "порогов", то решаем и этот не смотреть. Теперь у порога есть название - "Фи ня, шивера". Порог представляет собой сужение русла, местами присутствуют скальные стенки. Ярко выраженной струи нет - течение быстрое, очень много валов. В общем и целом порог не требует ничего кроме умения грести прямо и правильного распределения груза в лодке. 2 к.с., я так думаю. Прошли чисто, без аварий.
Остаток пути мы держали ушки на макушке, но другие пороги оказались протяженными шиверами.


Burnin'
Серега

Надя





Маша


Костя







Озеро Кунье



До озера Кунье на реке серьёзных препятствий нет.
Из самого озера выходит протока в Имандру. Она разделена на множество мелких рукавов и один центральный. В центральном находится большой плотный завал, струя уходит под него. Соваться туда не стоит. Мы провели лодки справа в обход завала и вышли в основную протоку.



Встали лагерем у железнодорожного моста. Там хорошие стоянки и полно валежника. Видели слабое Северное сияние.

21.08
Встали рано и по железной дороге дошли до посёлка Имандра. От стоянок к ж/д ведёт тропа, вдоль самих рельс она есть не всегда.
Заходим в магазин, я иду разговаривать с сотрудниками разъезда на счёт посадки в поезд без билетов. Кассы в Имандре нет, это мы знали. Но оказалось, что с недавних пор ужесточен контроль за работой проводников, поэтому в поезда без билетов не сесть. В поезд мы все таки сели, но под предлогом аварийного схода с маршрута в связи с обострившимся гастритом участницы. В купе нас не пустили, велели сидеть в тамбуре.



 В Апатитах нас высадили и мы без спешки купили билеты до Волховстроя на поезд Мурманск-Анапа. В нем было полно свободных мест. В Апатитах мы дошли до научного краеведческого музея. Экспозиция создана из архивных материалов, экскурсию провёл действующий научный сотрудник. Экспозиция посвящена этнографической истории Кольского полуострова и истории его освоения государством. Все оформлено просто и информативно. Можно купить сборник саамских сказок. Если кому интересно, могу отсканировать. Зашли в магазин, купили местного пива "Кольское", арбуз и кучу еды. Сели в поезд, едем и едим. От стапеля в Мончегорске до посадки в поезд в Имандре - 100 км. Happy end.

P.s. В Петрозаводске Надя, Костя и я сбегали в радиалку к Онеге во время стоянки поезда.




В следующем посте расскажу об использованном снаряжении, подготовке к походу и полученном опыте.

2 комментария:

  1. Странный маршрут. А сколько дней то ? Не нашел информации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если с момента старта от устья Гольцовки, то 4 полных и выход от Куны к Имандре - часа три.

      Удалить